Пятница, 19.04.2024, 01:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Наша школа!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 25
Поиск по сайту
Статистика
Форма входа

Современные технологии

        Творчество и инновации - путь к успеху
          Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения. Одними из методов обучения, обеспечивающими выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях являются
- метод проекта и 
- использование информационно – коммуникативных технологий.
Проектная деятельность, в той или иной форме, была, есть и будет одним из наиболее эффективных методов подготовки школьников к творческой преобразовательной деятельности. В условиях общеобразовательной школы метод проектирования, или, как его ещё можно назвать, метод реального изменения реальности, метод реального действия, имеет неограниченные масштабы и неограниченное применение. Компьютеризация также способствует активизации процесса  обучения и позволяет обеспечить дифференцированный подход к детям с ограниченными физическими и умственными возможностями. С развитием научно – технического прогресса и использованием новых информационных технологий (НИТ) наше общество будет обеспечено мощным средством для активизации интеллектуальной деятельности. Использование НИТ имеет особое значение при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Компьютер выступает одновременно как инструмент познания окружающего мира, коррекции нарушений речевого и психического развития, диагностики, воспитания, реабилитации, профориентации и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Компьютеризация способствует активизации процесса обучения и позволяет обеспечить дифференцированный подход к детям с ограниченными  физическими и умственными возможностями. Внедрение новых информационных технологий (НИТ) является одним из важнейших направлений повышения эффективности работы с детьми с ОВЗ. Сегодня с компьютером в той или иной мере знакомятся все дети посредством компьютерных игр, рекламы в средствах массовой информации, детских передач и видеофильмов. Однако для руководителей специальных коррекционных школ компьютерная техника и НИТ всё ещё остаются, в основном, недоступными. Существует проблема – где и за какие средства приобрести компьютеры? Кто будет обслуживать компьютеры, работать на них? Кто научит педагогов? Где взять программное обеспечение (ПО) и, главное, педагогическое программное обеспечение (ППО)? Как внедрить НИТ? Как решить педагогические и психологические проблемы восприятия педагогическим коллективом школы внедрение новых информационных технологий? Итак, НИТ – это очень мощный и эффективный инструмент учебно - воспитательной и коррекционной работы. Однако без информационной культуры учителя, без достаточного и углублённого изучения компьютера и правильного использования НИТ результаты могут быть неоднозначными.
Уместно будет вспомнить слова академика Велихова, которые он сказал на заре внедрения компьютеров: «Учиться работать на компьютере придётся всем – от академика до школьника».Копия DSC04556_cr
   Исакова Валентина Борисовна, учитель вязания                            
   К  вопросу успешной социализации выпускников  специальной (коррекционной) школы VIII вида в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении.
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и во время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение проектов индивидуальных требует разно уровневых заданий (дифференциации по сложности и объему). Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы,  помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. Учителя технологии в  своей работе используют алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод (вязание, швейное дело), рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия (вязаного) такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Также в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием. Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных (вязаных) изделий входят в программный материал по предмету "швейное дело” («вязание»), и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.
Для организации внеклассной работы и занятий по производительному труду в старших классах, когда учащиеся имеют необходимые знания и умения работы над проектом, можно предложить учащимся разработку более сложного группового проекта – предприятия по профилю, например – ученического ателье. Эта работа формирует профессиональное определение школьников в новых социально-экономических условиях, дает дополнительную информацию по экономическим вопросам, приближает работу учащихся к реальным производственным условиям. Чтобы успешно выполнить этот проект учителю необходимо учитывать:
– психофизические способности учащихся с недостатком интеллекта, их склонности и интересы;
– недостаток знаний в экономической области.
       Также учителю необходимо тщательно продумать этапы работы, четко запланировать всю работу. От учащихся эта работа требует изучение структуры предприятий разных видов собственности, работы предприятий, производства и сбыта продукции, понятия о бизнес-плане, выполнении элементарных экономических расчетов. Если изготовление изделий и несложный экономический расчет затрат на изготовление изделий не вызывает особых затруднений, то экономические вопросы ставят в тупик, так как в коррекционных школах на уроках трудовой подготовки не предусмотрен материал по экономике. Поэтому на уроках и на занятиях по производительному труду необходимо постепенно вводить экономические понятия. Самостоятельно учащиеся могут придумать название предприятия, рекламу, товарный знак, распределить обязанности в ателье, провести социологический опрос в школе (будут ли пользоваться спросом услуги и товары). Остальная работа над проектом по организации и планированию предприятия проходит совместно с учителем. Итогом проделанной работы является презентация предприятия, где дается отчет о проделанной работе, о перспективах развития, демонстрируются изделия, проходит аукцион-продажа изделий.   Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим людей, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни, будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Думаем, что данный опыт работы будет интересен педагогам специальных (коррекционных) школ. 
 Шкуро Валентина Борисовна, учитель русского языка. 
 Использование  элементов   метода проектов во внеурочной  деятельности учащихся коррекционной школы VIII видаОдним из эффективных методов обучения является метод проектов. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
 100_0093Проектная деятельность – как индивидуальная, так и групповая – должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определённой проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
 Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Итак, для решения каких педагогических задач служит данный метод? Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
1)       исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
2)       социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);
3)       оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
4)       информационные (осуществлять поиск нужной информации);
5)        рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
6)       менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность: время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности).
     Все эти умения в той или иной степени можно развить и у учеников коррекционной школы VIII вида. Конечно, особенности умственно отсталых детей накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако вовлекать их в неё можно и нужно. При организации проектной деятельности в коррекционной школе необходимо учитывать психолого-физиологические и возрастные особенности детей.  Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных проектов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая умственно отсталым школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики вспомогательной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одинаковы.  Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна находиться в зоне их ближайшего развития.
     Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.100_0095      Завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
    Проект ценен тем, что,  выполняя его, школьники учатся получать опыт познавательной и учебной деятельности. Работа над проектом развивает любознательность, читательский интерес, расширяет кругозор учащихся.100_0092 При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения материалом, в процессе совместной работы происходит  совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно  взаимообучение по предмету проекта и по вопросам общения. Обучение в сотрудничестве  поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы, но и развивает читательский интерес, расширяет кругозор.   Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
 
 
 
 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz