
Морарь Анастасия Ивановна
Обучение в школах-интернатах VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель деятельности при работе с учащимися, имеющих нарушения в интеллектуальном и психофизическом развитии.
Целью работы психолога является сопровождение процесса психологического развития учащихся; содействие созданию психологических условий для наилучшей адаптации детей в образовательном учреждении и развития личности каждого ребёнка; активизация процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
- защита прав и гарантий детей;
- психологическая помощь детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами;
- психопрофилактическая работа с детьми, требующими особого психологического и педагогического воздействия;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития воспитанников в образовательно-воспитательной среде учреждения;
- содействие развитию психологической культуры педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся;
- отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;
- участие в реализации программы профессионального самоопределения «Однажды и на всю жизнь»;
- участие в работе школьного ПМПк;
- профилактика здорового образа жизни школьников, формирование у учащихся установок на сохранение здоровья. Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:
1. Психодиагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение структуры интеллекта, характера учебной мотивации, профессионально-личностной направленности учащихся, уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
2. Коррекционно-развивающая работа
Психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.
Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.
3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.
5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя проведение цикла занятий и диагностику.
Работа психолога-педагога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.
У психолога двойная нагрузка: с одной стороны, решается задача психологического сопровождения: повышение информационной культуры школьника, оказание помощи в развитии познавательных функций (памяти, внимания, мышления), а с другой - устанавливается уникальный межличностный контакт между психологом и учеником, сам по себе обладающий мощным, развивающим, психотерапевтическим эффектом.
Основными этическими нормами, которыми руководствуется в своей работе психолог, являются:
1. уважение прав и достоинства человека, в том числе права на конфиденциальность;
2. забота о благополучии клиента («Не навреди»);
3. компетентность;
4. честность и ответственность.
Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, даже у абсолютно нормального человека, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья. Разница лишь в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же неразрешенных личностных проблем у разных людей могут быть разными. На основании этого психолог должен строить свою работу в коррекционном учреждении очень грамотно и профессионально.
Психологические аспекты с детьми различного возраста, имеющими интеллектуальное недоразвитие

Дети младшего школьного возраста (7-10 лет)
Особое место занимает игра - специфический, самоценный вид деятельности, в котором ребёнок осознает, переживает себя свободным, особая среда и модель освоения человеческой культуры. Это самая доступная для таких детей форма усвоения предлагаемых знаний и умений. Кроме того, подвижные игры помогают снять нервно-психические перегрузки детей за счет вовлечения эмоций. А также развивается нравственность, так как игра регулирует взаимоотношения детей, содействует формированию воли и других качеств личности.
При проведении игры необходимо помнить требования к организации игры: в игру должны быть вовлечены все дети, игра должна быть интересна, правила понятны детям; игра должна быть безопасна.
Возрастной особенностью является импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не продумав и не взвесив всех обстоятельств. Поэтому от педагогов требуется проявление терпения, последовательности и настойчивости в требованиях.
Детям свойственна слабость волевого управления поведением, потребность в активной внешней разрядке. Младший школьник (особенно7-9 лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Надо помнить, что при неудачах он может потерять веру в свои силы и возможности. Поэтому необходима педагогическая и психологическая поддержка со стороны взрослого.
Дети среднего школьного возраста (11-15 лет)
Подростковый возраст характеризуется диспропорциями в уровне и темпах психического развития, поэтому особое внимание следует уделять индивидуальному подходу. В этот период развивается конкретно-образное мышление, самооценка, некоторые морально-нравственные понятия. Закрепляются реакции активного торможения. Это дает возможность более быстрого переключения внимания. Дискоординация гормональных процессов приводит к неустойчивости настроения, излишней аффектности, легкой ранимости. Эта особенность данного возраста требует терпимого отношения к неустойчивому, а иногда грубому поведению.
Дети старшего школьного возраста (16 -17 лет)
Период юности определяется как стадия развития человека, начинающаяся с полового созревания, заканчивающаяся наступлением взрослости. Необходимо отметить, что в это время завершается физическое развитие человека, большинство юношей находиться постпубертатном периоде. В этом возрасте сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Одни старшеклассники уже достигли половой зрелости, а другие находятся только в середине процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует их умственное, социальное и нравственное развитие. Социальное развитие в этом возрасте характеризуется промежуточным положением человека между ребенком и взрослым. Как ребенок, он зависим от взрослых, которые все чаще определяют направление и содержание его жизнедеятельности. Но при этом усложняется и расширяется диапазон его социальных ролей и интересов, повышается самостоятельность юношей и их ответственность. Старшеклассников продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношения, отметок и так далее. Крайне важно перед детьми этого возраста ставить задачи жизненного самоопределения, профессионального выбора.
В этом возрасте возрастает подвижность нервных процессов, развивается функция самоконтроля. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношения возбуждения и торможения. Возбуждение по-прежнему несколько преобладает над торможением.
Значительные изменения происходят и в психической сфере воспитанника старшего возраста. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юноши или девушки складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Их поведение отличается критической установкой, стремлением проявить собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.


При проведении игры необходимо помнить требования к организации игры: в игру должны быть вовлечены все дети, игра должна быть интересна, правила понятны детям; игра должна быть безопасна.
Возрастной особенностью является импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не продумав и не взвесив всех обстоятельств. Поэтому от педагогов требуется проявление терпения, последовательности и настойчивости в требованиях.
Детям свойственна слабость волевого управления поведением, потребность в активной внешней разрядке. Младший школьник (особенно7-9 лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Надо помнить, что при неудачах он может потерять веру в свои силы и возможности. Поэтому необходима педагогическая и психологическая поддержка со стороны взрослого.
Дети среднего школьного возраста (11-15 лет)
Подростковый возраст характеризуется диспропорциями в уровне и темпах психического развития, поэтому особое внимание следует уделять индивидуальному подходу. В этот период развивается конкретно-образное мышление, самооценка, некоторые морально-нравственные понятия. Закрепляются реакции активного торможения. Это дает возможность более быстрого переключения внимания. Дискоординация гормональных процессов приводит к неустойчивости настроения, излишней аффектности, легкой ранимости. Эта особенность данного возраста требует терпимого отношения к неустойчивому, а иногда грубому поведению.
Дети старшего школьного возраста (16 -17 лет)
Период юности определяется как стадия развития человека, начинающаяся с полового созревания, заканчивающаяся наступлением взрослости. Необходимо отметить, что в это время завершается физическое развитие человека, большинство юношей находиться постпубертатном периоде. В этом возрасте сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Одни старшеклассники уже достигли половой зрелости, а другие находятся только в середине процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует их умственное, социальное и нравственное развитие. Социальное развитие в этом возрасте характеризуется промежуточным положением человека между ребенком и взрослым. Как ребенок, он зависим от взрослых, которые все чаще определяют направление и содержание его жизнедеятельности. Но при этом усложняется и расширяется диапазон его социальных ролей и интересов, повышается самостоятельность юношей и их ответственность. Старшеклассников продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношения, отметок и так далее. Крайне важно перед детьми этого возраста ставить задачи жизненного самоопределения, профессионального выбора.
В этом возрасте возрастает подвижность нервных процессов, развивается функция самоконтроля. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношения возбуждения и торможения. Возбуждение по-прежнему несколько преобладает над торможением.
Значительные изменения происходят и в психической сфере воспитанника старшего возраста. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юноши или девушки складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Их поведение отличается критической установкой, стремлением проявить собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.