Четверг, 25.04.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Наша школа!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 25
Поиск по сайту
Статистика
Форма входа

Психологическая служба

Работа психолога в специальных коррекционных школах VIII вида
Морарь Анастасия Ивановна  
педагог-психолог
 Обучение в школах-интернатах VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель деятельности при работе с учащимися, имеющих нарушения в интеллектуальном и психофизическом развитии.
Целью работы психолога является сопровождение процесса психологического развития учащихся; содействие созданию психологических условий для наилучшей адаптации детей в образовательном учреждении и развития личности каждого ребёнка; активизация процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Основные задачи:
- защита прав и гарантий детей;
- психологическая помощь детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами;
- психопрофилактическая работа с детьми, требующими особого психологического и педагогического воздействия;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития воспитанников в образовательно-воспитательной среде учреждения;
- содействие развитию психологической культуры педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся;
- отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;
- участие в реализации программы профессионального самоопределения «Однажды и на всю жизнь»;
- участие в работе школьного ПМПк;
- профилактика здорового образа жизни школьников, формирование у учащихся установок на сохранение здоровья. Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:
1. Психодиагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, администрации или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.
Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение структуры интеллекта, характера учебной мотивации, профессионально-личностной направленности   учащихся, уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой "группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
2. Коррекционно-развивающая работа 
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
 Психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
 Педагогом-психологом  составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.
Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.
3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей. 
 Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.
Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Профилактическая работа включает в себя проведение психологом семинаров для педагогов, участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
 Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.
5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя проведение цикла занятий и диагностику.
В некоторых ситуациях, если ребёнку необходима помощь специалиста иного профиля, отличного от психолога, то в этом случае психолог в школе может помочь в выборе и направить к необходимому специалисту.
Работа психолога-педагога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.
У психолога двойная нагрузка: с одной стороны, решается задача психологического сопровождения: повышение информационной культуры школьника, оказание помощи в развитии познавательных функций (памяти, внимания, мышления), а с другой - устанавливается уникальный межличностный контакт между психологом и учеником, сам по себе обладающий мощным, развивающим, психотерапевтическим эффектом.
Основными этическими нормами, которыми руководствуется в своей работе психолог, являются:
1.  уважение прав и достоинства человека, в том числе права на конфиденциальность;
2.  забота о благополучии клиента («Не навреди»);
3.  компетентность;
4.  честность и ответственность.
 Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, даже у абсолютно нормального человека, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья. Разница лишь в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же неразрешенных личностных проблем у разных людей могут быть разными. На основании этого психолог должен строить свою работу в коррекционном учреждении очень грамотно и профессионально.
 
Психологические аспекты с детьми различного возраста, имеющими интеллектуальное недоразвитие
 
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет)Особое место занимает игра - специфический, самоценный вид деятельности, в ко­тором ребёнок осознает, переживает себя свободным, особая среда и модель освоения че­ловеческой культуры. Это самая доступная для таких детей форма усвоения предлагаемых знаний и умений. Кроме того, подвижные игры помогают снять нервно-психические пере­грузки детей за счет вовлечения эмоций. А также развивается нравственность, так как иг­ра регулирует взаимоотношения детей, содействует формированию воли и других качеств личности.
При проведении игры необходимо помнить требования к организации игры: в игру должны быть вовлечены все дети, игра должна быть интересна, правила понятны детям; игра должна быть безопасна.
Возрастной особенностью является импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не продумав и не взвесив всех обстоятельств. Поэтому от педагогов требуется проявление терпения, после­довательности и настойчивости в требованиях.
Детям свойственна слабость волевого управления поведением, потребность в ак­тивной внешней разрядке. Младший школьник (особенно7-9 лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Надо помнить, что при неудачах он может потерять веру в свои силы и возможности. Поэтому необходима педагогическая и психологическая поддержка со стороны взрослого.
Дети среднего школьного возраста (11-15 лет)
Подростковый возраст характеризуется диспропорциями в уровне и темпах психи­ческого развития, поэтому особое внимание следует уделять индивидуальному подходу. В этот период развивается конкретно-образное мышление, самооценка, некоторые мораль­но-нравственные понятия. Закрепляются реакции активного торможения. Это дает воз­можность более быстрого переключения внимания. Дискоординация гормональных про­цессов приводит к неустойчивости настроения, излишней аффектности, легкой ранимо­сти. Эта особенность данного возраста требует терпимого отношения к неустойчивому, а иногда грубому поведению.
Дети старшего школьного возраста (16 -17 лет)
Период юности определяется как стадия развития человека, начинающаяся с поло­вого созревания, заканчивающаяся наступлением взрослости. Необходимо отметить, что в это время завершается физическое развитие человека, большинство юношей находиться постпубертатном периоде. В этом возрасте сказывается закон неравномерности индивиду­ального развития. Одни старшеклассники уже достигли половой зрелости, а другие находятся только в середине процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует их умственное, социальное и нравственное развитие. Социальное развитие в этом возрасте характеризуется промежуточным положением человека между ребенком и взрослым. Как ребенок, он зависим от взрослых, которые все чаще определяют направление и содержа­ние его жизнедеятельности. Но при этом усложняется и расширяется диапазон его соци­альных ролей и интересов, повышается самостоятельность юношей и их ответственность. Старшеклассников продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношения, отметок и так далее. Крайне важно перед детьми этого воз­раста ставить задачи жизненного самоопределения, профессионального выбора.
В этом возрасте возрастает подвижность нервных процессов, развивается функция самоконтроля. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношения воз­буждения и торможения. Возбуждение по-прежнему несколько преобладает над торможе­нием.
Значительные изменения происходят и в психической сфере воспитанника старше­го возраста. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неорди­нарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юноши или девушки склады­ваются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Их поведение отличается критической установкой, стремлением проявить собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные соци­альные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возрас­та стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.
 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz