Пятница, 03.05.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Наша школа!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 25
Поиск по сайту
Статистика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Презентации » Презентации

Программа профопределения.

ПРОГРАММА 
профессионального самоопределения 
"Однажды и на всю жизнь"
(для учащихся 7 - 9 классов)
                                                                                                                                                                                  
РАЗДЕЛ I  Пояснительная записка
              В предлагаемой программе профориентация рассматривается как система психолого-педагогических, социальных и медицинских мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а так же потребностей общества. 
 Основной целью предлагаемой программы является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специальной организационной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Задачи:
1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
2. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения. В Программе представлены три основных раздела:
1) 7 класс. «Маршруты в мир профессий»
Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2) 8 класс. «Я в мире профессий»
Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика. 
Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:
3) 9 класс. «Шаг в профессию»
Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта:
7 класс            -          2 часа в месяц (17 занятий в год);
8 класс            -          2 часа в месяц (17 занятий в год);
9 класс            -          3 занятия в месяц (25 занятий в год).
    Продолжительность одного занятия может варьировать  от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися). Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии. Контроль за исполнением Программы осуществляется методическим советом и администрация коррекционного учреждения. Исполнители Программы – классный руководитель, воспитатель класса, педагог-психолог, социальный педагог – несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Содержание программы «Однажды и на всю жизнь»
7 класс
Основные задачи:
  - формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы;

Тема занятия
Кол-во
часов
Специалисты, отвечающие за проведение
Методические рекомендации для специалистов
1
 
Моя профессия – переплётчик книг.
1. Беседа-ознакомление с профессией.
2. Письменное мини-сочинение «Вторая жизнь книги».
3. Игра «Книжкина лечебница».
4. Конкурс «Лучший мастер по ремонту книги» (практическое мероприятие).
3
Классный руководитель, воспитатель класса, библиотекарь, зав. школьной картонажно-переплётной мастерской.
Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии и основной спецификой деятельности переплётчика. Представляется важной демонстрация оборудования: станков и приспособлений для ремонта книг. Важно сформировать у учащихся представление о социальной значимости профессии и возможности овладения ею.
Игра, проводимая в форме практической работы, направлена на овладение навыками переплётного дела и основными приёмами ремонта книг. Учащимся предлагается осуществить переплёт журналов и ремонт книг школьной библиотеки. Средствами соревновательной и игровой деятельности формируется заинтересованность в результатах труда.
2
Моя профессия – овощевод.
1. Беседа-ознакомление с профессией.
2. Коллективное творческое дело «Парад овощей».
3. Практическое задание «Правила хранения овощей» (осуществляется на базе овощехранилища).
3
Классный руководитель, воспитатель класса, зав. овощехранилищем
Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности овощевода. Важно познакомить учащихся с основными этапами выращивания овощей: подготовка почвы, отбор семян, выращивание рассады, специфика выращивания овощей в открытом и закрытом грунтах, уход за культурами и хранение урожая.
В ходе КТД учащиеся под руководством педагогов целесообразно закрепить у учащихся навыки работы со справочным материалом по приготовлению блюд. С помощью педагогов школьники готовят несложные блюда из овощей.
Рекомендуется провести выставку урожая, на которой могут быть продемонстрированы виды овощей, выращенные учащимися на учебно-опытном участке, а также необычные экземпляры и поделки из овощей.
При проведении практической работы основное внимание уделяется деятельности учащихся на пришкольном учебно-опытном участке и в овощехранилище.
3
 
Моя профессия – обувщик (мастер по ремонту обуви, закройщик верха обуви).
1. Беседа-ознакомление с профессией.
2. Экскурсия в мастерскую по ремонту обуви.
3. Практическое задание «Ремонт обуви» (помощь работникам учреждения по ремонту комнатных тапочек и валяной обуви).
4. Конкурс мастерства «Чудо-сапожник».
3
Классный руководитель, воспитатель класса, социальный педагог, зав. школьной мастерской по ремонту обуви
 
Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности мастера по ремонту обуви. Представляется важной демонстрация электрооборудования, имеющегося в учебном заведении: станков и приспособлений для ремонта обуви, а также необходимых инструментов и материалов. Особое внимание уделяется подготовительным этапам ремонта.
В ходе экскурсии важно сформировать у учащихся представление о социальной значимости профессии и возможности овладения ею.
Предлагается практическая работа, направленная на овладение элементарными навыками и приёмами ремонта обуви (валенной и комнатной). Средствами соревновательной деятельности формируется заинтересованность в результатах труда: лучшие работы учащихся рекомендуется представить на конкурс мастерства.
4
Моя профессия –  вязальщица.
1. Беседа-ознакомление с профессией.
2. Практическое работа «Домашний умелец».
3. Аукцион «Город мастеров приглашает друзей».
3
Классный руководитель, воспитатель класса.
 
Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии и основной спецификой деятельности вязальщицы. Целесообразно ознакомить учащихся с видами вязальных машин, имеющихся в учебном заведении; организовать процесс наблюдения за работой на вязальных машинах; продемонстрировать основные приёмы работы на них. Важно представить учащимся различные виды ручного художественного вязания.
Школьникам предлагается продемонстрировать свои навыки по вязанию, сформированные на уроках трудового обучения в школе. Практическая деятельность направлена на усовершенствование навыков вязания и на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса и осмысления практической значимости профессии. Презентация результатов труда осуществляется при проведении аукциона.
5
Моя профессия – штукатур-маляр (каменщик-печник).
1. Беседа-ознакомление с профессией.
2. Творческая встреча с представителями профессии.
3. Игра «Угадай профессию».
4. Творческий проект «Комната, в которой я хотел бы жить».
3
Классный руководитель, воспитатель класса, социальный педагог.
 
Выбор профессии, с которой знакомятся учащиеся (штукатур-маляр или каменщик-печник) осуществляется по усмотрению педагогов и конкретных условий  образовательного учреждения.
Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии. Знакомство с основной спецификой деятельности штукатура-маляра (каменщика-печника) осуществляется с помощью применения ТСО (демонстрация видеофильма), а также  через практическое наблюдение и беседу с представителями профессии, которая может осуществляться в ходе организации экскурсии на производство или в профессиональное училище, готовящее данных специалистов.
Игра «Угадай профессию» проводится с классом или группой, может быть использована и в индивидуальной работе; она нацелена на знакомство учащихся с основными отличительными признаками изучаемой профессии, выделяющей её из других строительных специальностей.
Практическая деятельность направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса и осмысления практического значения данной профессии.
6
Заключительное занятие.
1. Обобщение знаний, полученных на занятиях.
2. Подведение итогов. Конкурс мастерства «Наши руки не знают скуки».
2
Классный руководитель, воспитатель класса.
 
Важно обобщить представления детей о будущей трудовой деятельности по рассмотренным профессиям. Одним из вариантов закрепления полученных знаний может быть групповая форма работы с учащимися, в ходе которой каждая группа осуществляет защиту одной из 5 рассмотренных профессий (даёт краткую характеристику, освещает специфику деятельности, сообщает об условиях труда и общественной значимости профессии). Данная работа осуществляется с помощь педагога; рекомендуется составить анкету-план.
Лучшие работы, изготовленные в течение года в ходе ознакомления с профессиями, учащимся предлагается представить на конкурс.

9 класс

Основные задачи:

подготовка учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии;

Тема занятия

Кол-во

часов

Специалисты, отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

1

 

Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии.

1. Теоретическая часть. Понятие о склонности и интересе.
2. Диагностика индивидуальных интересов и склонностей. Заполнение «Карты интересов» (в модификации авторов); анализ и обсуждение результатов.
3. Управление своими интересами и склонностями.

2

Психолог.

Основной задачей педагога-психолога является формирование у учащихся представления о понятиях «интересы» и «склонности», соотнося их с понятиями «хочу» и «могу».
Диагностика индивидуальных интересов и склонностей старшеклассников осуществляется по модифицированному варианту «Карты интересов», поскольку ни один из имеющихся вариантов методики не может быть применён при работе с данной категорией учащихся.
Целесообразно познакомить старшеклассников со сходством и различием интересов и склонностей; указать на способы управления ими.

2

Требования профессии к человеку.

1. Вводная беседа. Понятие профпригодности; способности и профпригодность.
2. Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.

1

Классный руководитель, психолог.

 

 

 

Цель занятия: ознакомление школьников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность».
Предполагается рассмотрение способностей человека как важных факторов профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.
Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляется на примере наиболее доступных для учащихся профессий: штукатур-маляр, вязальщица, мастер по ремонту обуви, овощевод, переплётчик книг.

3

Здоровье человека и его профессиональная деятельность.

1. Здоровье как важный фактор профпригодности.
2. Влияние профессии на состояние здоровья человека.
3. Охрана труда и здоровья людей некоторых профессий.

1

Воспитатель класса, фельдшер школы.

Основная цель занятия: показать учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов. Рекомендуется обратить внимание на профессии штукатур-маляр, обувщик.

4

Характер человека и профессиональное самоопределение.

1. Теоретическая часть. Взаимосвязь характера человека с профессиональной успешностью.
2. Работа с личностным опросником  Айзенка; анализ и обсуждение результатов.
3. Игра «Наши особенности»

2

Психолог.

Цель занятия: обобщить имеющиеся знания учащихся, указать на связь характерологических особенностей человека с профессиональной успешностью.
Использование методики Айзенка на диагностику типа темперамента в данном случае имеет двойную цель:
1) для педагога-психолога: определение типа темперамента учащихся;
2) для учащихся: знакомство с основными чертами характера, свойственными диагностическому типу.
В ходе игры школьники делятся на группы по диагностическим типам (типам темперамента) и с помощью педагога создают общий портрет-характеристику своей группы, акцентуируя внимание на сильных качествах.

5

Возможные трудности и ошибки при выборе профессии.

1

Социальный педагог, классный руководитель.

Цель работы педагогов: сформировать адекватное представление учащихся об основных трудностях профессионального выбора и предостеречь от возможных ошибок выбора. Старшеклассников нужно нацелить на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда.    Важно уделить внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.




Источник: http://kizkorschool.ucoz.ru/profopredelenie.doc
Категория: Презентации | Добавил: sergeika222 (10.04.2012)
Просмотров: 5781 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz