Пятница, 03.05.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Наша школа!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 25
Поиск по сайту
Статистика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Презентации » Презентации

Авторская программа "Основы православной культуры и этики"

Пояснительная записка.

  Составляя программу факультативных занятий по христианской этике,   я, прежде всего, опиралась на учение  К. Д. Ушинского, который искренне и убеждённо верил в то, что нет и быть не может педагогики без христианства.  Христианство на Руси составляет главную сущность как русского народа, так и всего дела народного воспитания и образования в нашей стране. «Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: «Не хлебом единым жив будеши» и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была, и сколько бы ни требовалось для неё познаний, не выполняет своего назначения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги». Поразительно, что  это высказывания К. Д. Ушинского в одном из «Вариантов к 1 тому «Педагогической антропологии» было сделано ещё в середине XIX века.

Готовясь к составлению программы, я использовала труды многих педагогов, в том числе Веры Яковлевны Василевской и Николая Ивановича Пирогова.

В. Я. Василевская (1902-1975) – научный работник, специалист по педагогике и детской дефектологии, представитель московской интеллигенции. Вера Яковлевна принимала деятельное участие в воспитании племянника – будущего священника Александра Меня (1935-1990). Ею написана книга «Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы».

Пирогов напоминает нам о необходимости иного, единственно правильного пути. Он говорит: «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Но и этого мало. Вслед за этим идёт второй, не менее важный совет: «Дайте ему время и средства подчинить себе наружного» (иными словами научите его работать над собой и бороться с собой), и у вас будут инженеры и моряки, и бизнесмены, и юристы, а главное, у вас будут люди и граждане». Пирогов хорошо понимал, что внешние дела человеческие не имеют в себе корня, если в основе их не лежит «внутреннее делание», если человек не учится изо дня в день в течение всей своей жизни познавать самого себя и трудиться над возделыванием поля своей души. «Если мы искренне желаем воспитать новое поколение в началах истинной нравственности, - пишет Пирогов, - мы должны больше всего обращаться к тому в человеке, что сильнее ума. Ум может заблуждаться и сомневаться. Но в сердце нашем есть что-то иное, что хотя и может заблуждаться, но никогда не сомневаться».

Большую помощь в разработке программы оказала  книга Софьи Сергеевны Куломзиной «Наша церковь и наши дети». С. С. Куломзина, профессор Свято-Владимирской Духовной семинарии, в своей лучшей работе обобщила опыт многих десятилетий занятий с детьми. Эта книга – необходимое пособие для всех, кто занимается проблемами детского воспитания.  

Для определения этапов умственного и душевного развития ребёнка Куломзина использовала труд английского педагога-психолога Рональда Гольдмана «Готовность к религии». Я также использовала методику английского педагога-психолога Рональда Гольдмана, который связывает эти этапы с десятью основными «темами» жизненного опыта и мышления детей:

семья;

представление о своей личности;

отношение к окружающей среде;

понятие о Церкви;

 понятие об окружающем мире;

 понятие о Боге;

понятие о молитве;

понимание символизма;

  нравственные понятия;

историческое сознание.

Я  попыталась определить этапы развития мышления умственно отсталых детей и подобрать соответствующий этой схеме христианский духовно-нравственный и педагогический материал. В разработанной мною программе представлено  6 разделов, куда вошли эти «темы – этапы» духовного развития ребёнка.

Программа создана на основе работ перечисленных авторов и личного опыта  по преподаванию факультативного курса  «Основ православной культуры и этики" в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Основной целью данной программы является воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта на традициях православия.

Занятия проводятся систематически в течение учебного года со 2-го по 9-ый класс из расчёта 1 час в неделю (34 занятия в год). Соблюдается принцип добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, то есть учащиеся обучаются исключительно на основе собственного осознанного, информированного и добровольного волеизъявления и с добровольного и осознанного согласия их родителей (законных представителей).

Факультативные занятия во 2 – 9-ых классах дополняют образовательные курсы, которые проводятся по программе, рассмотренной  и  утверждённой   на заседании МО учителей 22 мая 1996 г.

 Данная  программа  согласована экспертным советом  РУО 13.09.1999 г.  С 2005 – 2006 учебного года рекомендована к включению в учебный процесс в части реализации школьного компонента (Выписка из Пояснительной записки к Учебному плану на 2012 – 2013 уч. год).

 

Принципы построения занятий по христианской этике

и приёмы работы с детьми.

Принципы построения программы базируются на воспитании духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Основной принцип – принцип «ценностных ориентаций».

Программа построена по циклическому (концентрическому) принципу, то есть,

во-первых, круг полученных элементарных понятий на первой ступени постепенно  расширяется, их смысловое значение углубляется, доходя в старших классах до личностного, осознанного усвоения смысла существующего мира и человека.

во-вторых, в зависимости от подготовки учащихся или вновь поступивших учащихся в школу занятия можно начинать с любого класса.

в-третьих, уже с первой ступени можно давать сведения о христианстве.

Принципы изложения материала:

  постепенность

повторяемость с углублением к усложнению.

В младших классах даются лишь самые главные, основополагающие сведения в их связи, в ясной и полной системе, в наглядно-образных рассказах, притчах, сказках, в постановке небольших сцен, в форме живой беседы.

В среднем возрасте предполагаемые знания  более чётко разделяются, конкретизируются и детализируются, каждая тема излагается как последовательный ряд нравственных ситуаций (задач) с обязательной оценкой и выводами, сделанными самими учениками.

В старших классах  усиливается  внимание к историко-социологическим аспектам курса, к связи их с современностью.

Методологическое основание курса. –      духовно-нравственные и культурные 

                                                                         Основы Православия. 

        Цель курса    -                                         воспитание  духовно -нравственной 

                                                                          личности ребёнка через обретение им

                                                                          духовного опыта, основанного на

                                                                          традициях  Православия.

Программа составлена с учётом психологических особенностей умственно отсталых детей.

Методы, средства и формы обучения и воспитания

Начальные классы - праздник, опора на сенсорику, знакомство с произведениями искусства, соприкосновение с живой природой, музыкой, выстраивание жизни с кругом праздников, рисование, разучивание стихов и песенок духовного содержания

Старшие классы – поход, экскурсия, поездка, дискуссия, просмотр видеосюжетов. Проведение небольших исследований, написание простейших проектов

Воспитывать чувство   сопереживания, используя проблемные ситуации, специальные упражнения, использование литературных примеров, инсценирование, театрализованные представления.

Начинать факультативные занятия по христианской этике в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида, я думаю, нужно со второго класса. К этому времени дети уже адаптировались  к новым условиям, научились немного читать. Им будут  близки рассказы из Священного Писания о значении семьи. Дети этого возраста очень эгоцентричны и недостаточно хорошо способны понять точку зрения другого. Им понятна конкретная причинная связь в повествовании, но их понимание ограничено ещё недоступными им историческими и географическими понятиями. Поэтому для душевного их развития полезны простые рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия и доброго отношения к другим людям и животным. На занятие я выбираю только один библейский рассказ, так как он должен обязательно произвести впечатление на душу ребёнка.

У детей  третьего и четвёртого года обучения  мышление  уже способно делать общие выводы из конкретных случаев, но не готово ещё к абстрактной мысли. Следует обратить внимание на причинно-следственную связь событий. На занятиях необходима дружелюбная атмосфера совместной игры и труда для душевного развития детей. Полезно воспитывать в них способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы. Дети охотно принимают от педагога то, что окружающий мир сотворён Богом. 

Начиная с 5-го класса можно преподносить детям Священное Писание уже в их исторической связи и перспективе. Дети легко усваивают, что есть определённые законы и правила поведения, данные Богом.  Им доступны общие понятия о смысле истории, но лишь поверхностно: сотворение мира, грехопадение людей, ожидание Христа Спасителя, Рождество Иисуса Христа. Полезны для детского восприятия будут рассказы, иллюстрирующие роль семьи,  примеры из жизни святых, отношения с родителями преподобного  Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с матерью.  Основную задачу в данном  возрасте  я вижу в необходимости развития  в детях более глубокого понимания отношений с людьми как проявление христианской веры.

С 6-го класса всё острее ставится вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Как это можно узнать?» И  важно в этом возрасте, чтобы предлагаемый материал был детям  в этом отношении важен и полезен. Этому  помогут  рассказы из Священного Писания, описывающие моменты выбора действия (поведения). Полезно знакомить с рассказами, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, рассказ о Самсоне, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др. Причём очень важно разобраться в мотивах конфликтов обеих сторон.

Начиная с 7-го класса,  особенно усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Следовательно, необходимо пробуждать  в детях этого возраста  чувство  христианской ответственности в отношении с окружающей средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора, то есть на необходимости самому сделать выбор. С этой точки зрения следует по-новому рассматривать давно известные притчи, как, например, притчу о милосердном самарянине,  предоставить детям возможность привести аналогичные примеры из современной жизни. Можно разобрать конфликты между людьми, например, отношение сыновей к Ною, разделение людей при постройке Вавилонской башни, предательство Иуды и его отчаяние. Много примеров можно почерпнуть и  из произведений  русской литературы.

В 8 классе можно начать готовить подростков к пониманию роли и ответственности человека в окружающем обществе, изучая  историю Церкви, жизнь ранних христиан. Самым главным для этого детского возраста остаётся умение ставить самому себе вопросы:  что самое важное для них в жизни? как они понимают дружбу, любовь и т.д. Здесь уместны притчи о брачном пире, о злых виноградарях, рассказ о молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Довольно приемлемой формой занятий является ознакомление с интересной биографией, в которой поднимаются и обсуждаются спорные вопросы. Главная цель  учителя – помочь подросткам разобраться в самом себе. Примером для этого могут послужить рассказы о русской княгине Ольге, о Святом князе  Владимире, отречение Апостола Петра и его покаяние.

В 9 классе очень важно передать подросткам понятие, что христианство и Церковь живут, что эта жизнь не статична. Вот поэтому очень важно  и  полезно всякое изучение исторического процесса в жизни Церкви. Такие темы, как история старообрядчества в Русской Церкви, историческое изучение Библии и т.д. могут углубить понимание христианства и Церкви.[21].  Главная задача педагога - помочь найти верные и приемлемые для подростков критерии нравственности. Христианская нравственность не должна быть призывом к старому. Подросткам необходимо, по крайней мере, знать, как христианская вера освещает понимание личной жизни человека. Беседы о переходном возрасте помогут справиться с этой задачей. Такое же влияние оказывают и беседы о десяти заповедях Божиих, о девяти заповедях Блаженства. Большую пользу принесёт подросткам в этом возрасте изучение жизни Пресвятой Богородицы. Необходимо также знакомить подростков с тоталитарными сектами, чтобы подростки не могли попасть под их влияние. Доступно также для них и обсуждение Символа Веры.

            Для усвоения предлагаемого учителем материала необходимо самостоятельное творческое усилие детей по данной теме. Тема занятия должна быть усвоена, то есть, стала своей. Для этого на каждом занятии должна быть практическая работа. Это может быть художественный труд -  рисование иллюстраций по теме занятия, раскрашивание  картинок, лепка из пластилина или глины, изготовление поделок из бумаги, мини -  спектакль, драматизация  (рассказ и показ событий детьми в лицах). Можно приготовить иллюстрированный плакат по теме. Можно сделать модель Храма, изготовить игрушки ангелов, колокольчиков и др. к празднику Рождества и пасхальные открытки и яйца к Пасхе.

Время от времени необходимо повторять, воспроизводить пройденное. Можно это делать в форме вопросников, решением загадок, кроссвордов или, например, соединением имён в данном учителем списке с помощью линий с названиями событий, связанных с этими именами. Целью этих проверочных испытаний является не получение хорошей отметки, а повторение того, что было пройдено, и выяснение смысла указанного. Поучая детей евангельским истинам, необходимо иллюстрировать занятия рассказами из Жития Святых в качестве примеров  для подражания.

Но самое главное в занятиях по христианской этике – это то, чтобы между детьми и преподавателем царили доверие, дружелюбие, взаимопонимание и уважение друг к другу.

Осуществляемое религиозное образование не сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов или церемоний, но не исключает возможности прочтения краткой молитвы перед или после занятий по предмету религиозного образования с учётом соблюдения общей добровольности посещения таких занятий.

Моя задача, как педагога, состоит не в том, чтобы  учащихся  сделать верующими людьми, это дело сугубо личное, а показать, что есть духовные законы, что не всё так просто, как изложено в учебниках, что непознанного мира гораздо больше, чем познанного.

        Прежде всего,  мне хочется помочь умственно отсталым детям познать себя, а также научить их любить красоту нравственных поступков, развивать у детей способность анализировать собственные поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями и идеалами.

 



 

Категория: Презентации | Добавил: Завуч (20.04.2012)
Просмотров: 1658 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz